Бухгалтерия «Тур де Франс»

Самая знаменитая в мире велогонка «Тур де Франс» стартует 3 июля в голландском Роттердаме, а финиширует 31 июля на Елисейских полях в Париже. 188 гонщиков (всего в большой петле принимают участие 22 команды, в составе которых заявлено по 9 спортсменов) поборются не только за честь своих команд, но и за солидные призовые французской супермногодневки.

В велоспорте в отличие от многих других профессиональных видов спорта не принято озвучивать не только зарплаты гонщиков, но и бюджеты команд. К счастью, здесь есть небольшие исключения. Накануне «Тур де Франс» команды обязаны представить в оргкомитет французского гранд-тура свои данные, в том числе и бюджет велогруппы. Затем информация опубликовывается в официальном журнале Большой петли. Согласно этим данным, самой богатой командой прошлого сезона стала наша «Катюша», чей годовой бюджет составил 18 млн евро. Американская «Коламбия Хай Роад» с 15 млн «еврорублей» была второй, а третье место заняла еще одна велогруппа с постсоветского пространства – казахстанская «Астана», чьи цвета в прошлом сезоне защищали лучший гонщик всех времен и народов Лэнс Армстронг, а также сильнейший гонщик современности испанец Альберто Контадор. Контадор и в нынешнем гранд-туре попробует в составе «Астаны» выиграть свою уже третью по счету Большую петлю.

Зарплаты лучших гонщиков планеты переваливают за миллион евро, поэтому команды, чьи цвета они защищают, должны иметь соответствующий бюджет. Среди 22 велогрупп, которые участвовали в «Тур де Франс»-2009, самой бедной считалась французская «Агритюбель» (ее бюджет составлял 3,7 млн евро). 6,5 и 6 «лимонов» соответственно значилось в ведомостях французских «Буиг Телеком» и «Франсез де Же». Впрочем, такие не самые впечатляющие цифры объясняются двумя вещами. Во-первых, самые мощные в финансовом плане французские команды ориентированы исключительно на Большую петлю. Другие старты их интересуют намного меньше. И поэтому у руководителей велогрупп есть простор для экономии средств на составе команды и календаре участий в гонках. Но главная причина, пожалуй, лежит в другом – команды представляют в оргкомитет «Тур де Франс» тот бюджет, который им выгодно представить. На самом деле он может быть гораздо выше. Например, бельгийская «Сайленс-Лотто» в прошлом году также задекларировала свой бюджет на уровне 6 млн евро. Но, по нашим данным, в действительности он был на 2–3 млн больше.

Впрочем, как свидетельствует практика, большой бюджет – отнюдь не гарантия успеха для команды. Но факт в том, что Большая петля – самый выгодный старт для гонщиков и велогрупп. Многие крупные компании становятся спонсорами команд только благодаря их участию в «Тур де Франс». Для гонщиков же успешное выступление на дорогах Франции – дополнительная возможность заключить хороший контракт на будущий сезон. У велогонщиков свой рынок труда. Считается, что победитель Большой петли обеспечивает себе контракт на следующий сезон на $2,5 млн. Победители двух других гранд-туров – «Джиро д’Италия» и «Вуэльта» – около 1 млн евро. На такой же контракт могут претендовать гонщики, вошедшие в топ-пятерку генеральной классификации «Тур де Франс» или выигравшие майку горного короля или лучшего спринтера.

Перед началом Большой петли каждому гонщику выдают большой красочный справочник. Там указаны детальный маршрут гонки, гостиницы с телефонами, где будет останавливаться команда после каждого этапа, и, главное, четко расписаны премиальные гранд-тура: за каждый этап, по номинациям, в генеральной классификации, в командном первенстве. Лучший молодой гонщик «Тур де Франс»-2005 украинец Ярослав Попович любезно поделился со Sportweek справочником с прошлой Большой петли, откуда мы и черпали следующие данные.

Общий фонд выплат участникам «Тур де Франс» составляет 3 177 200 евро. Из них призовые и бонусы – 2 033 500 евро. Призовой фонд одного этапа – 472 500 евро, 1-е место – 8000, 2-е – 4000, 3-е – 2000. Призовой фонд генеральной классификации – 1 005 000 евро. 1-е место – 450 000 евро, 2-е – 200 000, 3-е – 100 000, 4-е – 70 000, 5-е – 50 000. Обладатель желтой майки лидера на каждом этапе зарабатывает 350 евро. Лучшему спринтеру (номинация «Зеленая майка») за победу на этапе начисляют 800 евро. Второе место оценивается в 400, третье в 300 евро. В итоговой генеральной классификации обладатель зеленой майки зарабатывает 25 000 евро, второе место оценивается в 15 000, третье в 10 000. Общий призовой фонд номинации составляет 65 000 евро. Призовые в генеральной классификации полагаются восьмерым лучшим спринтерам. Призовые в итоговой генеральной классификации горного короля (белая майка в красный горошек) аналогичны гонорарам лучших спринтеров.

Командный зачет.

Призовые за этап получает только команда-победитель – 2800 евро. За победу в генеральной классификации команда-победитель зарабатывает 50 000 евро. Второе место оценивается в 30, третье в 20 000. Призовые получают пять лучших команд. Общий призовой фонд номинации – 120 000 евро.

Лучший молодой гонщик.

Победитель каждого этапа получает 500 евро. Обладатель белой майки за каждый выход на подиум зарабатывает 300 евро. В итоговой генеральной классификации лучший молодой гонщик получает 20 000 евро, 2-е место оценивается в 15, третье в 10, четвертое в 5000 евро. Каждой заявленной команде за участие в супермногодневке выплачивается гонорар в размере 42 350 евро. Общий фонд этих выплат составляет 931 700 евро. Также организаторы выплачивают по 1600 евро за каждого гонщика командам, которые приехали в Париж с не более чем двумя потерями гонщиков. Общая сумма компенсации составляет 212 000 евро.

Отметим, что призовые поступают не на счет самих гонщиков, а на счет их команд. С этих призовых предварительно должны быть выплачены налоги. Однако бывают исключения из правил. Например, уже почившая в бозе знаменитая американская велокоманда «Дискавери Ченнел», за которую выступали легендарный американец Лэнс Армстронг, двукратный олимпийский чемпион россиянин Вячеслав Екимов и лучший молодой гонщик «Тур де Франс»-2005 украинец Ярослав Попович, вообще не выплатила своим гонщикам за Большую петлю-2005 ни копейки призовых.

«Дело в том, – рассказывает Ярослав Попович, – что на шести предыдущих «Тур де Франс», которые выигрывал Лэнс Армстронг, его гонорары по желанию самого Лэнса оседали на счету команды. С них не были уплачены налоги. И в 2005 году все, что заработала «Дискавери Ченнел» на «Тур де Франс», ушло на оплату этих налогов. Лично мне было немного обидно (призовые Поповича за «Тур де Франс»-2005 составляли около 60 000 евро. – Прим. авт.). Подчеркну и то, что выигранные гонорары делятся на всю команду – их распределяют в зависимости от вклада каждого гонщика в общий результат. Не забывают даже массажистов и техников – им тоже полагается небольшая часть «пирога».

Подытожим: за прошедшие сто с небольшим лет призовые Большой петли выросли в сотни раз. Так, первый победитель «Тур де Франс» (дебютная гонка проводилась в 1903 году) – простой трубочист Морис Гарэн вместе с победой получил на руки 3000 франков. Для этого Морису пришлось крутить педали на протяжении 19 дней, за которые Гарэн проехал 2428 км. А весь призовой фонд Большой гонки-1903 составил 20 000 франков. Сейчас призовой фонд превышает 3 млн евро.

Худший среди лучших.

Несколько десятилетий назад на «Тур де Франс» существовала еще одна неофициальная номинация Lanterne rouge. Ее победителем становился гонщик, который занимал последнее место в генеральной классификации. Lanterne rouge получал денежную премию – своеобразный приз зрительских симпатий, и в определенный момент много гонщиков пыталось занять последнее место искусственными средствами. В итоге оргкомитет гонки для борьбы с этим неспортивным явлением был вынужден ввести лимит времени – не вошедшие в него гонщики просто снимались с гранд-тура.

Они будут участвовать в «Тур де Франс».

В Большой петле традиционно примут участие 22 велогруппы, которые приглашаются организаторами гранд-тура. 16 команд заявлены согласно договору на участие в гонке с 2008 по 2010 год. Это немецкая Team Milram, бельгийские Quick Step, Omega Pharma-Lotto, датская Team Saxo Bank, испанские Caisse d’Epargne, Euskaltel-Euskadi, Footon-Servetto, американская HTC-Columbia, французские AG2R La Mondiale, Bbox Bouygues Telecom, Cofidis, Francaise des Jeux, итальянские Lampre-Farnese, Liquigas-Doimo, казахстанская Astana и голландская Rabobank. Еще шесть команд получили wild-card от организаторов: американские Garmin-Transitions, Team RadioShack, BMC Racing Team, английская Team Sky, российская Katusha и швейцарская Cervelo TestTeam.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.