«Тур де Франс» от «А» до «Я»

Французы считают этот трехнедельный веломарафон своей национальной гордостью. Как сказал когда-то известный французский писатель Антуан Блонден, «выиграть «Тур де Франс» значит стать легендой и приблизиться к бессмертию». Мы решили составить свой алфавит того, чем славны эти три безумные июльские недели французского гранд-тура.

Альберто Контадор. Двукратный победитель «Тур де Франс» в этот раз четко нацелен на свою третью победу в «Большой петле». Похоже, что на французской супермногодневке после эпох Мигеля Индурайна и Лэнса Армстронга наступила эпоха Контадора.

Биологический паспорт. Допинг и велоспорт – практически синонимы. Будем надеяться, что так было до появления биологического паспорта спортсменов. Основной принцип биопаспорта основывается на мониторинге различных биологических показателей, которые косвенно показывают различные изменения от приема запрещенных препаратов. Это принципиально отличается от того, что применяется сейчас, когда у спортсмена ищут
запрещенные препараты напрямую. Биологический мониторинг будет проходить через всю спортивную карьеру спортсмена и должен сделать невозможной любую запрещенную подготовку атлета.

Вертушка – это маневр, когда определенная команда в тактических целях резко наращивает темп гонки. Велогонщик интенсивно крутит педали во главе пелотона по 10–15 м, затем отходит влево, и на его место заступает следующий. Такие перестановки напоминают колесо. Отсюда, собственно, и название «вертушка». Благодаря четкой работе и быстрой смене удается поддерживать высокий темп. При такой большой скорости пелотон растягивается в струну и начинает «лопаться» – появляются разрывы, и попавшим в них гонщикам очень трудно догнать основную группу. В подобных ситуациях опытные гонщики стараются «сидеть» сразу за вертушкой. Но допускают в это общество только избранных – капитанов велогрупп, еще нескольких уважаемых в группе гонщиков и членов команды, которая затевает вертушку.

Грегари (ит. gregario) происходит из латинского языка, буквально «человек, который остается в центре группы», а в военной терминологии – солдат без какого-либо звания. В русском языке их еще называют оруженосцами или лейтенантами. Они защищают лидера от ветра, контролируют отрывы, оберегают капитана от завалов, готовы отдать ему колесо со своего велосипеда при проколе или даже велосипед, если техничка не может добраться, – поэтому один из грегари должен быть похож по антропометрическим данным на капитана и быть всегда рядом. Кроме того, лейтенанты становятся челноками между своим капитаном и техничками, подвозя бачки с водой и сумку с питанием. Не важно, на каком месте финиширует грегари, важна помощь, которую он оказывает.

Джентльменское соглашение. Нередко случается, что во время отрывов ушедшие вперед «беглецы» пытаются договориться между собой. Причем иногда соблюдают эти заключенные на ходу договоренности, а иногда – не очень. Три года назад капитан голландской команды «Рабобанк» датчанин Михаэль Расмуссен, который на тот момент был одет в желтую майку лидера, пытался договориться с ушедшим с ним в отрыв Альберто Контадором. Датчанин сам предложил заключить джентльменское соглашение. Дескать, помоги меня протянуть, а я тебе взамен отдам этап. Но перед финишем Цыпленок (прозвище Расмуссена) дернул, оставив Контадора с носом.

Екимов. Вячеслав является рекордсменом среди российских гонщиков по числу участий в «Тур де Франс». Двукратный олимпийский чемпион 14 раз выходил на старт «Большой петли», побеждал на этапах гранд-тура. Сейчас Екимов занимает должность спортивного директора в американской команде «Радио-Шэк».

Ёлки-палки. Наверное, в литературной обработке приблизительно такими были слова, сорвавшиеся с губ одного из лидеров российской «Катюши» Владимира Карпеца, который получил травму левой руки уже на втором этапе гонки и был вынужден сойти с «Тур де Франс».

Жак Анкетиль наряду с Бернаром Ино – самые титулованные французские велогонщики. Они выигрывали «Тур де Франс» по пять раз. Такое же количество побед на «Большой петле» у бельгийца Эдди Меркса и испанца Мигеля Индурайна. Больше всего побед на «Туре» у французов – 36, бельгийцы побеждали 18 раз, испанцы – 12, американцы – 10 (из них 7 раз Лэнс Армстронг), итальянцы – 9. В последние четыре года на «Тур де Франс» наблюдается гегемония испанских гонщиков, которая пришла на смену эпохе Армстронга.

Заложники шоссе. На «Тур де Франс»-1995, упав на этапе и ударившись головой, разбился насмерть итальянец Фабио Кадзартелли. Через восемь лет во время гонки Париж – Ницца в неврологическом центре больницы в Сент-Этьене скончался Андрей Кивилев из Казахстана. Для него, как и для Кадзартелли, роковым оказалось нежелание надевать шлем. Международный союз велосипедистов (UCI) сразу после этого принял решение, что шлем необходим всем. А вообще, если за карьеру у гонщика не было десяти переломов ключицы, то считается, что он чрезвычайно везучий человек…

История. Велогонка изначально была учреждена как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешнего L’Equipe) ее редактором и соучредителем Анри Дегранжем и была призвана конкурировать с велогонкой Париж – Брест (спонсируемой газетой Le Petit Journal) и велогонкой Бордо – Париж. Идея создания французской петли принадлежит журналисту L’Auto Гео Лефевру, с которым Анри Дегранж обедал в парижском кафе Caf de Madrid 20 ноября 1902 года. Успех гонки Le Tour de France стал большой удачей и для газеты L’Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 000 (до Тура) до 65 000 (после гонки), а в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 000. Но и это было еще не все – во время «Тур де Франс» продавалось 500 000 копий газеты в день (!). Рекордный тираж газеты был достигнут в течение «Тур де Франс» 1933 года – 854 000 экземпляров в день. Сегодня «Большую петлю» организовывает Amaury Sport Organization (ASO), которая является частью медиа-холдинга, куда входит газета L’Equipe. Эта же структура организовывает ралли «Дакар».

Йохан Брюнель. Самый титулованный менеджер в профессиональном велоспорте. Сейчас является генеральным менеджером американской «РадиоШэк», в прошлом сезоне на этой же должности работал в казахстанской «Астане». До этого в американских «Дискавери Ченнел» и «Ю Эс Постал». Под его руководством были одержаны 9 побед на «Тур де Франс» (семь раз отличился Армстронг, дважды Контадор).

Катюша. Единственная российская команда, которая принимает участие в «Тур де Франс»-2010. Лучше всего пока дела идут у капитана «Катюши» испанца Хоакина Родригеса, который в генеральной классификации разместился в топ-десятке.

Лэнс Армстронг. Лучший велогонщик всех времен и народов вынужден был признать, что у него нет шансов взять титул на «Большой петле» в восьмой раз, и дал понять, что он будет помогать в общем зачете гонки своему партнеру по «РадиоШэк» Леви Лефаймеру.

Меньшов. Капитан голландской «Рабобанк» намерен подняться на подиум на Елисейских Полях. Правда, многое будет зависеть от того, как двукратный победитель «Вуэльты» проведет третью, заключительную неделю гранд-тура.

Наши. В супермногодневке приняли участие шесть россиян. Кроме упомянутых Дениса Меньшова и Владимира Карпеца это представители «Катюши» Павел Брутт, Сергей Иванов, Александр Колобнев и Эдуард Ворганов.

Отрыв – это группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников отрыв обладает лучшей маневренностью и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.

Пелотон – основная группа. Движение в пелотоне позволяет гонщикам экономить значительную часть энергии за счет движения в аэродинамической тени других гонщиков.

Рекламный городок. «Тур де Франс» все три недели живет своей яркой и насыщенной жизнью. Вслед за гонщиками по маршруту гордо шествует рекламный городок. Много красивых девушек, в функции которых входит в том числе награждать и целовать триумфаторов этапов. По два-три раза в неделю для обслуживающего персонала и спонсоров, а также тренеров и менеджеров команд устраиваются крупные вечеринки.

Скорость. На спусках гонщики развивают скорость до 90 км/ч. Средняя скорость горных этапов составляет 36–38 км/ч, а на равнинных участники выжимают до 50 км/ч.

Турмале. В этом году «Большая петля» отмечает столетие появления в маршруте гонки Пиренеев, поэтому особенно тяжелые испытания ждут гонщиков именно там – четыре подряд горных этапа, в том числе два восхождения на легендарную вершину Турмале, разделенные днем отдыха. В 1910 году первые участники «Тур де Франс», покорявшие Пиренеи, поднимались на Турмале пешком, неся велосипеды на спине. Сто лет спустя на этой вершине скорее всего решится судьба желтой майки победителя «Тура»-2010.

Угрюмов. Павел Угрюмов – единственный представитель постсоветского пространства, который в генеральной классификации «Большой петли» поднялся на подиум на Елисейских Полях (на «Тур де Франс»-1994 Павел финишировал вторым).

Флойд Лэндис – самый большой скандалист нынешней супермногодневки. Американец, выигравший «Тур де Франс»-2006, но затем дисквалифицированный за применение запрещенных препаратов, в последние дни разразился целой серией интервью, в которых признался, что принимал допинг вместе с Лэнсом Армстронгом. Армстронг, впрочем, все эти обвинения назвал полным бредом.

Хушовд. Норвежец Тор Хушовд который год красуется в зеленой майке лучшего спринтера и является главным претендентом на победу в этой номинации.

Цена вопроса. Призовой фонд «Тур де Франс» составляет более 3 млн евро, а победителю генеральной классификации полагается 450 000 евро.

Честь. На велогонке «Тур де Франс» существует свой собственный кодекс чести. Например, если у одного из лидеров генеральной классификации произошла какая-нибудь механическая поломка, прокол колеса или падение, то его соперники по общему зачету не атакуют беднягу до устранения поломки и возвращения в пелотон. На заключительном этапе в Париже гонщики первой десятки не предпринимают никаких атак на позиции лидера, давая ему немного погреться в лучах славы. Всякий раз, когда это возможно, спортсмену предоставляется право вести пелотон, если трасса этапа проходит через его родные места или у него день рождения.

Шлеки. Люксембуржцы Энди и Франк Шлеки – новая волна талантов в мировом профессиональном велоспорте, которая может захлестнуть всех фаворитов «Большой петли», включая Альберто Контадора. Правда, с Франком случилась неприятность – он сломал ключицу и был вынужден сойти с гонки. Зато Энди взял желтую майку лидера.

Эванс. Австралиец Кэйдел Эванс – один из главных неудачников «Большой петли». Дважды Кэйдел финишировал на гранд-туре вторым. Сможет ли сейчас Эванс словить птицу удачи за хвост?

Юрген ван дер Броек. Представитель бельгийской команды «Омега Фарма Лотто» стал открытием нынешней супермногодневки, закрепившись в топ-пятерке гонщиков в генеральной классификации.

Ярослав Попович. Лучший молодой гонщик «Тур де Франс»-2005 – яркий пример элитного грегари, который может капитанить в дюжине команд Про-тура.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.